четверг, 19 марта 2015 г.

Особый статус Донбасса каждый понимал по-своему


Президент Украины Петр Порошенко подписал поправки в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Киев считает, что таким образом выполнил пункт второго Минского соглашения о предоставлении автономии сепаратистам, в руководстве самих «народных республик» уверены, что закон противоречит соглашению.
Петр Порошенко
Информация о том, что Петр Порошенко подписал поправки в закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, пришла в среду поздно вечером. «Цель закона, который был принят Верховной Радой накануне, — нормализация общественно-политической ситуации и функционирования на должном уровне органов местного самоуправления на указанных территориях путем проведения внеочередных выборов депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов, сельских, поселковых, городских голов», — говорится в сообщении пресс-службы главы украинского государства.
В законе теперь сказано, что особый порядок управления на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» начнет действовать только после проведения местных выборов, которые должны быть организованы в соответствии с украинскими конституцией и законодательством, а также «с соблюдением принципов общих, равных, свободных и прозрачных выборов», а также «публичности и открытости избирательного процесса как основных принципов избирательного права, установленных Конституцией Украины и международными демократическими стандартами».
Также условием для проведения выборов названы вывод всех незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников с территории Украины, недопущении вмешательства в избирательный процесс со стороны незаконных вооруженных формирований и т. д.
Подписанное 12 февраля в Минске соглашение действительно предусматривает принятие Украиной специального законодательства, которое закрепит особый статус территорий, которые сейчас контролируются сепаратистами. В том числе, Украина должна гарантировать право на языковое самоопределение, участие местных властей в назначении глав судов и органов прокуратуры, право на создание «отрядов народной милиции». Все это прописано в украинском законе «Об особом порядке...».
Представителям ДНР и ЛНР, впрочем, обратили свое внимание не на закрепленные в законодательстве права, а на процедуру проведения выборов в местные органы власти.
В февральском Минском соглашении сказано, что «вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться» с представителями сепаратистов в рамках Трехсторонней контактной группы, в которую входят представители Киева, Москвы и ОБСЕ. Также закреплено, что выборы должны пройти на основании закона «Об особом порядке...» и под контролем БДИПЧ ОБСЕ.
Сепаратисты уверены, что Киев принял решение о проведении выборов по украинским законам без необходимых согласительных процедур и, таким образом, нарушил второе Минское соглашение.
«Фактом подписания он (Порошенко) продемонстрировал, что не готов к дальнейшему диалогу», — заявил полпред ЛНР на переговорах в контактной группе Владислав Дейнего. «После публикации непосредственно закона (с поправками), ставится крест на "Законе об особом статусе...". Соответственно Киев, по факту, выходит из переговорного процесса, делая это публично, делая это в виде дипломатической провокации: с одной стороны, якобы он делает и принимает что-то, и заявления звучат, что это в рамках минского процесса, но данными поправками к закону об особом статусе касательно выборов он противоречит конкретно пункту 12 комплекса мер, где сказано, что все, что касается выборов, должно быть согласовано с представителями ЛНР и ДНР», — заявил, в свою очередь, полпред самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин.
Игорь Плотницкий и Александр Захарченко
В среду, еще до появления информации о подписании поправок в закон, лидеры самопровозглашенных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий опубликовали совместное заявление, в котором обвинили Киев в нарушении перемирия и минских договоренностей. «Отказав Донбассу в особом статусе, Киев растоптал хрупкий минский мир и завел ситуацию в тупик», — считают лидеры ополчения. Сепаратисты объявили, что «никакие компромиссы с Киевом невозможны до тех пор, пока не будут отменены позорные решения Порошенко и Верховной Рады».
Характерно, что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков не так резко отреагировал на поправки в закон «Об особом статусе...». «С учетом решений Рады мы находимся дальше от реализации минских договоренностей, чем были несколько дней назад», — заявил Песков.
Вообще российская риторика по поводу конфликта на востоке Украины резко смягчилась. Так, на канале «Россия 24» в связи с подписанием Петром Порошенко закона еще говорят про «территорию народных республик». Куда более популярный «Первый канал» аккуратно употребляет термин «Донбасс» для обозначения региона, который ранее влегкую назывался «Новороссией» или хотя бы «территорией народных республик», как это сделали работники ВГТРК.
На митинге в центре Москвы в честь годовщины присоединения Крыма к России, на котором, по некоторым данным, присутствовало до ста тысяч человек, с трибун о существовании двух народных республик на востоке Украины, русского мира и неотъемлемой его части — Новороссии — не вспоминали.
Даже государственные информационные агентства, «Россия сегодня» (экс-РИА Новости) и ТАСС говорят и «ситуации в Донбассе» или вовсе «Кризисе на Украине».
О том, что Москва «сливает» сепаратистов, конечно, говорили уже множество раз. На этот раз у России, правда, действительно есть стимул способствовать замирению ситуации в рамках февральского Минского соглашения: в Европе говорят о том, что урегулирование ситуации в Донбассе будет достаточным основанием для снятия заметной части санкций. А это, в условиях проблем в экономике, достаточно хороший аргумент

Комментариев нет:

Отправить комментарий